Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 89 имени Героя Российской Федерации, летчика - космонавта А.Н. Овчинина»
г.Оренбург, Оренбургская область
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

    Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их "взрослой" жизни.

    Составляющие функциональной грамотности:

    1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

    5. Креативное мышление.

    6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

    • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

    • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

    Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

    Банк заданий

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на платформе РЭШ

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) 

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы)

    Цифровая школа Оренбуржья

    Материалы Функциональной грамотности от Министерства образования Оренбургской области

    Документы

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»; 

    Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»; 

    Приказ министерства образования Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (вместе с региональным планом мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций); 

    Распоряжение Управления образования администрации города Оренбурга от 31.10.2023 г. № 731 "Об утверждении муниципального плана по повышению функциональной грамотности обучающихся"

    Приложение к распоряжению Управления образования администрации города Оренбурга от 31.10.2023 г. № 731. Муниципальный план мероприятий по повышению функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год

    Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie